Неделю назад стартовала кампания по ГИА-2020. Одиннадцатиклассники Октябрьского района города Уфы вместе с тысячами других выпускников страны написали итоговое сочинение, результаты которого - «зачет» или «незачет» - станут в мае основанием для принятия решения о допуске к ЕГЭ.

Проверка итоговых сочинений - очень кропотливая, требующая внимания и сосредоточенности работа. Муниципальная комиссия, состоящая из учителей русского языка и литературы школ района, подошла к ней ответственно: сочинения проверены в срок, в соответствии с предложенными критериями.

Для получения «зачета» необходимо было иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 - в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника). Иначе говоря, при оценке сочинения в первую очередь учитывали соответствие выбранной теме и аргументированное использование литературных произведений.

В целом эксперты отмечают достойный уровень работ школьников, много сочинений, написанных с опорой на 2 художественных произведения. В некоторых работах прослеживается неподдельный интерес к теме, эмоциональная насыщенность сочинений и четко выраженная личностная позиция автора. Были ребята, которые создавали весьма оригинальные по замыслу и исполнению творческие работы.

Критерии, нацеленные на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему и на проверку речевого оформления текста сочинения, дались хуже. В работах значительной части выпускников отмечены логические и речевые ошибки, низкий уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Не все выпускники района смогли с первого раза получить зачет на итоговом сочинении. Эксперты сталкивались с сочинениями, в которых учащиеся либо не раскрывали тему, либо раскрывали ее без привлечения литературного материала. Обращение к литературным произведениям было не оправдано либо их содержание искажено.

Особого анализа требует то, каким направлениям отдавали предпочтение выпускники школ 2019-2020 учебного года. Напомним, что одиннадцатиклассникам предложили пять тем на выбор:

Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить…»?

Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

Почему так трудно отвечать добром на зло?

В чем разница между смирением и покорностью?

Всегда ли он достоин ее?

На итоговом сочинении большинство выпускников (около 60%) выбрали тему надежды. Кроме того, школьники охотно рассуждали о добре и зле (примерно 18%). Творчество Л.Н. Толстого выбрали менее 1% учащихся. Остальные предпочли писать о смирении и покорности (приблизительно 4%) и раскрывать направление «Он и она» (приблизительно 16%). Жаль, что, несмотря на всю литературную ориентированность итогового сочинения, литературная тематика, связанная со 150-летием романа-эпопеи «Война и мир» оказалась почти невостребованной.

Протоколы итоговых сочинений, в которых отражены итоги по каждому обучающемуся, отправлены в образовательные организации района. Школьные учителя ознакомят выпускников с ними.

Кроме того, не позднее 20 декабря результаты итогового сочинения должны отобразиться в личном кабинете на интернет-ресурсе для участников ГИА. Также там будет выложен скан написанного сочинения. В личном кабинете можно увидеть, по каким критериям получен плюс или минус. Каждый выпускник сможет прочитать все как следует и найти ошибки в своем сочинении. Ведь летом придется писать похожую работу — на ЕГЭ по русскому языку.